Анатолий Отырба (otyrba) wrote,
Анатолий Отырба
otyrba

Комментарий к докладу в ИНИОНе

Доклад «МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА», зачитанный на Конференции «МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ», прошедшей в ИНИОНе 16-17 декабря.


Презентационная версия была сделана в «Пауэр-поинте» а это комментарий к нему.

Авторы:
Анатолий Отырба
Дмитрий Голубовский



2. ФИНАНСОВЫЕ ВОЙНЫ
Ужесточение межгосударственной конкурентной борьбы, это перманентное состояние в котором пребывает человечество со времен образования государств. Но если раньше ее исход решался в войнах с применением оружия, качество которого и было определяющим фактором, то сегодня форма борьбы претерпела существенные изменения.
Основная борьба между государствами протекает в сфере экономики, где главным полем противостояния является мировая финансовая система, роль основного оружия выполняют национальные валюты и финансовые капиталы, а роль оружейных заводов - национальные финансово-банковские системы.


3. РОССИЯ И ФИНАНСОВЫЕ ВОЙНЫ

Финансовым войнам свойственно все, что и традиционным. Но если вопрос о необходимости обеспечения безопасности в традиционных воинах и совершенствования оружия для их ведения, на повестке дня государств стояло и стоит всегда, то вопрос обеспечения финансовой безопасности и совершенствования оружия, применяемого в них, в России, официально, еще не ставился.

Но так как именно финансовые войны сегодня определяют исход межгосударственной конкурентной борьбы, то очевидна необходимость для России выработки стратегии и тактики ее ведения, а так же создания оружия, способного не только обеспечить ее полноценное участие в них, но и победу. Ведь другой задачи
кроме как победить, в войне, быть не может.



4. ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ, КАК ИНСТРУМЕНТ ОВЛАДЕНИЯ РЕСУРСАМИ КОНКУРЕНТОВ


Финансовые ресурсы и капиталы в качестве оружия в межгосударственной войне, являются самыми эффективными инструментами покорения, эксплуатации и экономической экспансии.

Легко проникая на территории других стран, они позволяют без потерь овладевать их богатствами и эксплуатировать население. При этом страны-жертвы не только не препятствует этому, но и прилагает усилия с целью их привлечения.

Причина столь парадоксального явления кроется в низком уровне финансовой грамотности элиты этих стран, не позволяющая самим создавать полноценные деньги составляющие основу конкурентоспособных капиталов.

Вывод. - Так как защититься от капиталов можно только сопоставимым объемом столь же качественных капиталов, то государства, не умеющие СОЗДАВАТЬ их, финансово беззащитны, и, в конечном счете, оказываются – объектами освоения для иностранных капиталов.




5. ПРИЧИНЫ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ В РОССИИ


Российское финансовое законодательство одно из самых либеральных в мире а ее финансовый рынок полностью открыт для перетока капиталов как в страну, так и из нее.

Российского национального финансового капитала, ввиду отсутствия условий для его образования, не существует.

В стране доминирует иностранный спекулятивный капитал, который дважды – в 1998 и 2008 гг. надувал в ней финансовые пузыри и, сняв с них сливки, уходил, оставив страну в состоянии экономического кризиса.

Основные причины кризисов: несовершенство финансового законодательства, незащищенность национального финансового рынка, отсутствие качественной финансово-банковской системы способной обеспечить финансовую самодостаточность и безопасность.



6. РОССИЯ – ФИНАНСОВАЯ ПУСТЫНЯ


Интенсивное социально-экономическое развитие государства в современных условиях возможно лишь в условиях финансового изобилия, а именно - интенсивном росте денежной базы интенсифицирующей процесс капиталообразования.

Экономика постсоветской России находится в перманентном состоянии дефицита денег. Объем рублевой денежной массы – агрегата М2 - находящейся в обращении, составляет 18.1 трлн.руб. при ВВП около 40 трлн.руб., т.е менее 50%. Для сравнения в США М3 (эквивалент российского М2 для экономики США) по разным оценкам составляет $14-14.5 трлн. т.е. около 100% ВВП ($14.3 трлн.).

При этом, в агрегат М3 США не включают государственные билли, тогда как в РФ они включены, т.е. в РФ М2 даже шире, чем М3 в США, и соответствует, скорее, американскому агрегату L. Официальные данные по М3 в США не публикуются с 2006-го года, поэтому приходится полагаться на оценки независимых экспертов.

На момент подготовки расчетов, ЗВР в РФ составляли $483 млрд. или около 15 трлн.руб. при курсе 31 руб./$. , из чего следует, что более 80% денежной массы РФ покрываются не российскими, а иностранными активами и, фактически, рефинансируют иностранные банковские системы и экономики. Рубль де-факто – дериватив, курс которого таргетируется ЦБ РФ.

Будучи недомонетизированной, экономика России не способна создавать финансовые капиталы, в результате чего находится в состоянии инвестиционного голода, который частично утоляется иностранным капиталом в периоды его притока (сегодня наблюдается отток).

Отсутствие своих капиталов, а так же факторы, перечисленные в предыдущем слайде, поставили Россию в финансово зависимое и беззащитное состояние. Причем, такой она была и в годы высокой цены на нефть и казавшихся бесконечными сумм Стабфонда. Истинные специалисты понимающие принцип мироустройства, знают, что этих денег государству, могло хватить, образно говоря, только для поддержания штанов, но не для обеспечения развития.

И именно потому, Россия, сегодня, безо всякого преувеличения, является объектом освоения иностранным капиталом, со всеми вытекающими отсюда угрозами.



7. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


Первоочередной задачей государства по обеспечению финансовой самодостаточности и безопасности должно быть создание и принятие финансовой Доктрины России.

Стратегические задачи Доктрины:
• создание эффективной финансово-банковской системы, способной создать полноценную национальную валюту и поддерживать ее в конкурентоспособном состоянии;
• обеспечить финансовую самодостаточность государства, через насыщение его экономики и рынка денежной массой в объеме, необходимом для полноценного функционирования и развития;
• обеспечение на мировом финансовом рынке, как минимум - финансового паритета с основными конкурентами России, в перспективе – доминирования на мировом рынке капиталов.

Следует отметить, что Россия обладает уникальными возможностями, способными обеспечить ей такое положение. В первую очередь это ее огромные богатства, большинство которых, в отсутствие необходимой правовой базы и инфраструктуры позволяющей вовлечь их в процесс экономических отношений, омертвлены и не создают добавленной стоимости.



8. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯЩИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ КАПИТАЛОВ


На мировом финансовом рынке протекают две формы борьбы.

Первая - за привлечение капиталов, ведущаяся между малоразвитыми и развивающимися странами.
Вторая – за рынки капиталов, протекающая между финансово развитыми странами.

Подобное разделение труда обусловлено тем, что развитые страны обладают финансово-банковскими системами позволяющие создавать дешевые, конкурентоспособные финансовые ресурсы и капиталы, тогда как менее развитые, умеют их только зарабатывать на внешних рынках.

И именно превосходство качественных характеристик финансово-банковских систем и их продуктов - денег и капиталов, является основным фактором обеспечивающим процветание развитых стран и их доминирование на мировом финансовом рынке



9. ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕНЕГ И ФИНАНСОВЫХ КАПИТАЛОВ»


Как исход традиционных войн во многом определяется качеством применяемого в нем оружия, так и результат финансовых воин во многом зависит от качественных характеристик оружия финансовых воин - денег и финансовых капиталов.

Но в России не существует такого понятия как «качественные характеристики денег и финансовых капиталов», что стало одной из причин неполноценности и высокой себестоимости рубля, в свою очередь являющегося непреодолимым препятствием на пути образования российского национального капитала.

Следствием отсутствия национального капитала и является высокая стоимость инвестиционных ресурсов на российском рынке капиталов.

Существует много причин влияющих на качество денег, но основной является их реальная себестоимость, от которой зависит конкурентоспособность капиталов образующихся на их основе.




10. ПОНЯТИЕ «ДЕШЕВЫЕ-СОЗДАННЫЕ» И «ДОРОГИЕ-ЗАРАБОТАННЫЕ» ДЕНЬГИ И ФИНАНСОВЫЕ КАПИТАЛЫ


В наибольшей степени, на качество денег влияет принцип их создания.

Природа денег развитых и развивающихся стран, принципиально разнится, и ключевыми словами определяющими разницу между ними являются слова «СОЗДАННЫЕ» и «ЗАРАБОТАННЫЕ».
Развитые государства, значительную часть своих денег СОЗДАЮТ на базе своих финансово-банковских систем с помощью финансовых технологий, значительно удешевляющих их себестоимость.

Деньги развивающихся стран, создающиеся на основе принципа currency board – через покупку на рынке валют развитых стран, являются ЗАРАБОТАННЫМИ, а потому, дорогими, что делает неконкурентоспособными как сами деньги, так и капиталы образующиеся на их основе.

А так как экономическая успешность государств на современном этапе определяется в борьбе между национальными валютами, с целью определения природы российского рубля и повышения его качества, необходимо ввести в России понятия «дешевые-созданные» и «дорогие-заработанные» деньги и капиталы.




11. ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ


В России денежная база формируется через покупку на рынке у российских экспортеров иностранной валюты. В результате, на его реальную себестоимость, помимо расходов на его производство и обслуживание, ложится еще и себестоимость продукции, в оплату за которую поступают выкупаемая Центробанком валюта, которая, якобы, выполняет функцию его обеспечения.

В результате, рубль оказывается весьма дорогостоящей - ЗАРАБОТАННОЙ валютой, тогда как валюты, через покупку которых он создается, являются дешевыми–СОЗДАННЫМИ, поскольку создаются через прямую эмиссию, и вбрасываются в рынок без замороженного (омертвленного) обеспечения.

Но именно Россия, больше чем любая другая страна мира, нуждается в способности создавать дешевые деньги.



12. ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЕ ВОЙНЫ


Рост конкуренции между национальными экономиками спровоцировал ужесточение еще одной формы противостояния между государствами – протекционистских войн, которые каждая из участвующих в них стран, ведет по-своему.
Развивающиеся страны лишь защищают свои рынки, создавая дополнительные таможенные барьеры и сдерживая роста уровня жизни своих граждан.
Метод же используемый развитыми странами – масштабное субсидирование экономики, осуществляемое на разных уровнях и в разных формах, зачастую скрытых, гораздо эффективней, поскольку позволяет не только защищать свои рынки, но и захватывая чужие, осуществлять экономическую экспансию.
Но для государств, несущих основную нагрузку при субсидировании, имеет значение не только объемы дотационных сумм, но и качество денег, которыми оно осуществляется. Преимущество имеют страны, осуществляющие их дешевыми, созданными деньгами.
Попытка конкурировать с ними с помощью заработанных денег, бессмысленна и опасна, поскольку обрекает страны, осуществляющие их, на поражение от экономической перегрузки, примером чего может служить судьба СССР.



13. ШАНСЫ РОССИИ В ПРОТЕКЦИОНИСТСКИХ ВОЙНАХ


В силу объективных причин, на любую продукцию произведенную в России, дополнительным бременем ложатся значительно большие чем у конкурентов транспортные и энергетические расходы, снижающие их неконкурентоспособность.

В результате, неконкурентоспособной оказывается вся экономика, соответственно, и государство в целом.

Выходом из сложившейся ситуации является системное, масштабное субсидирование. Но при нынешнем принципе создания рубля, при котором, чем больше рублевой массы создается, тем больше «дани» России приходится платить конкурентам, не только бессмысленно, но и самоубийственно.

Данное обстоятельство ставит Россию перед необходимостью изменения принципа создания рубля, а именно - отказа от валютного обеспечения в пользу обеспечения на основе национальных богатствах и создаваемой в добавленной стоимости.

Здесь мы подходим к самому сложному вопросу – методам создания обеспечения рублевой массы, объемы которой, необходимо существенно увеличить. Но это тема отдельного разговора, и к ней мы еще вернемся. Но сама методология, не может быть предметом публичного обсуждения.



14. ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ


Так как именно финансы являются самым рентабельным из всех существующих видов продукций, производство и экспорт денег стало самой быстроразвивающейся сферой экономической деятельности развитых государств

В результате, финансовая сфера стала наиболее быстро совершенствующейся и развивающейся сферой мировой экономики.

Возникает все больше новых финансовых институтов, инструментов, механизмов и методологий, позволяющих создавать во все возрастающих объемах, все более совершенные финансовые ресурсы и капиталы.

Страны же, неспособные создавать их и импортирующие капиталы, не имеют шансов на победу в экономической конкуренции.

Следовательно, перед Россией, финансовая система которой далека от совершенства, стоит задача создания новой, гораздо более эффективной, суверенной финансово-банковская системы.



15. АРХИТЕКТУРА И ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ


Межгосударственная финансовая конкуренция, по своей сути, война, и потому, все, что связано с финансами должно быть организованно и функционировать так же, как организованно и функционирует система военной безопасности.

Именно потому, финансово-банковская инфраструктура государства должна быть единой, управляемой из одного центра системой, включающей в себя все финансовые институты, ведомства и структуры страны, основная функция которой обеспечения финансовой самодостаточности и безопасности государства, условия необходимого для полноценного социально-экономического развития.



16. ЗАДАЧИ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ


Интенсивное развитие государств сегодня возможно лишь в условиях финансового изобилия, следовательно, его обеспечение и должно быть основной функцией современной финансово-банковской системы.

Основные задачи финансово-банковской системы государства:

• создание качественной национальной валюты и ее поддержание в безинфляционном состоянии;

• насыщение рынка и экономики денежной массой в объеме необходимом для их полноценного функционирования и развития;

• создание условий интенсивного образования качественного национального капитала необходимого не только для обеспечения развития страны, но и способного стать инструментом финансовой защиты и экономической экспансии.
17. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ФИНАНСОВОГО ИЗОБИЛИЯ


Наиболее сложно решаемые проблемы на пути создания финансового изобилия:

• стерилизация уже созданной денежной массы, без чего невозможно осуществление эмиссии в безинфляционном режиме, регулярного получения эмиссионного дохода, а так же финансовая экспансия.

• создание товарной массы и активов, необходимых для обеспечения растущего объема денежной массы.

Финансово развитые страны решают их с помощью постоянно совершенствующихся технологий и методологий, которые, до их реализации, являются строго охраняемой государственной тайной.


1
8. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ НЫНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ


Жизненная необходимость для России модернизации ее экономики, бесспорна. Но, как и к любому начинанию, приступать к ней нужно согласно правильному и давно известному на Руси принципу – «по одежке протягивай ножки». Называются разные цифры требуемые на ее осуществление. Мы представим здесь цифры полученные в результате расчетов сделанных экспертами «Деловой России».
С началом модернизации начнет расти производительность труда (по сути, цель модернизации). Если допустить ее рост в российском несырьевом секторе до европейского уровня, т.е. в 3-5 раз, то при сохранении емкости рынков сбыта и объемов продаж промышленной продукции возникнет необходимость в трудоустройстве 39 млн. чел., которые высвободятся в процессе переоборудования производств. Если модернизация понимается как реиндустриализация страны, то дальнейшее трудоустройство этих людей во вновь создаваемой современной промышленности c необходимой инфраструктурой потребует от 150 до 400 тыс.$. на одно рабочее место. Взяв с запасом (т.е. ниже среднего, но все же выше минимума, характерного для Восточной Европы) $200 тыс. получается $7,8 трлн. на всю модернизацию – это можно принять за ее ориентировочную стоимость. Если добавить к этому стоимость пуско-наладочных работ и технического сопровождения составляющего около 20% от стоимости рабочего места (еще $1,5 трлн.) и стоимость подготовки высококвалифицирванных кадров ( -$10 тыс/год.чел в течение 1,5 лет = $15 тыс. х 39 млн. = $ 0.6 трлн.),то получим сумму около $10 трлн.
Если растянуть модернизацию на 10 лет, то объем инвестиции должен составить около $1 трлн./год. В пересчете на баррели нефти, при ее цене в $80 (нынешних$), это составит около 12,5 млрд/баррелей, что примерно в 3,5 больше чем вся годовая добыча в России (из расчета 9,8 млн. баррелей в сутки).
Подчеркиваем, мы ведем речь суммах требуемых только на модернизацию промышленности с обеспечением сохранения занятости, без учета денег требуемых на модернизацию армии, ЖКХ и пенсионной системы, без которых тоже не обойтись.


19. ДЕНЬГИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Заработать столько денег, сколько требуется на модернизацию российской экономики, невозможно физически. Проводить ее на иностранные инвестиции, это такая же наивность как вести на них и гонку вооружений. Да и бессмысленно, поскольку в этом случае, хозяевами всего, что будет создано, окажутся кто оплатит все, что будет создано.
Есть ли выход? Безусловно, есть. Для этого, Россия, как государство, должно перейти от принципа зарабатывания денег к принципу их создания, благо, для этого у нее есть все необходимые условия. Более того, она обладает ими в объемах, дающих ей значительное преимущество перед всеми конкурентами без исключения. Речь идет о национальных богатствах, которые должны стать обеспечением создаваемых денег, значительная часть которых сегодня не формализована, не капитализирована, не вовлечена в экономический оборот и не создает добавленной стоимости. И именно их вовлечение в экономику, что позволит создать необходимые для модернизации средства, и должно быть первоочередной задачей государства.
Говоря другими словами – национальные богатства, вовлекаемые в экономику, должны стать «лошадью», которая вытянет «телегу» модернизации. А вот методология их вовлечения и должна быть самым главным и ценным инновационным экономическим проектом.


20. ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ


Целью модернизации должно быть повышение эффективности экономики, которая достигается за счет повышения эффективности управления национальными богатствами, что, в свою очередь, достигается за счет повышение рентабельности национального продукта. У России, в этом плане, помимо повышения уровня технологичности своей производственной продукции, есть еще один огромный неиспользованный резерв – создание полноценного суверенного рубля, самого высокорентабельного продукта государства, создание которого, скачкообразно повысит эффективность национальной экономики.
Tags: Мировая политика, Мировая экономика, Мои доклады и статьи, Протекционизм, Российские политики, Россия - экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments